О корейских боевых искусствах от Асмолова

Раздел: 
Материал прислан: Dmitry Moiseev / 16.09.98 / E-mail: mac@digdes.com
Источник в итернет: http://www.geocities.com/Tokyo/Dojo/7755/ma.html


* "Одни  теоpии выглядят более пpавдоподобно,  дpугие - менее. Однако маловеpоятно, что когда-либо удастся найти достаточно убедительные  свидетельства о месте и вpемени заpождения искусства самообоpоны без оpужия.  Эти попытки столь же  бесплодны, как и попытки какой-либо стpаны утвеpждать, что именно на ее теppитоpии впеpвые человечеством началось использование огня... Скоpее всего, боевые искусства вообще не имеют конкpетной Родины.  Более веpоятно, что пpоисходившее повсеместно естественное pазвитие поpодило истоpическую необходимость в системе самообоpоны.  Таким обpазом,  Родина  любого вида  боевого искусства опpеделяется национальностью его основателя, а не истоpией его стpаны".

                                                      Чой Хонг Хи


ОТ ХВАРАHОВ ДО ЧХОHМЕ

(панорама корейскких боевых искусств)

Без сомнения,  боевые искусства Китая и Японии являются наиболее широко известными дальневосточными ветявми древа кэмпо.  Hо если сегодня на рынок стран бывшего Советского Союза выбрасывается все больше и больше информации о разнообразных школах и стилях китайского ушу или японских боевых искусств, то сведения о боевых искусствах Кореи достаточно широко представлены  по  одному  лишь тхэквондо.

Такая скудность информации имеет несколько причин.  В первую очередь,  это объясняется тем, что по сравнению с Китаем или Японией,  в Корее до наших дней дошло значительно меньше достоверной исторической  информации.  Из  известных  классичческих трактатов сохранился только один - созданный достаточно поздно, в 1789 г., "Муе тобо тхонджи" ("Рисованное обозрение боевых искусств"). Многоплановое негативное влияние  оказала  и  традиция  политической культуры  и  идеологии  страны,  на  чем мы подробнее остановимся позднее.  А японская оккупация 1910 - 1945 ГГ.,  во время которой колонизаторы  проводили политику насильственной ассимиляции и подавляли все проявления истинно корейской культуры, вообще практически пресекла целый ряд направлений корейскких традиционных боевых искусств.
Затрудняет выявление  истинной  картины и усиленно ведущаяся по обе стороны 38 параллели (особенно в  Южной  Корее)  пропагандистская  кампания,  в рамках которой многие официальные историки боевых искусств усиленно доказывают,  что боевые искусства  Кореи имеют  не  уступающую по древности китайскую самобытную традицию. При этом далеко не все те факты,  на которые они опираются, можно считать однозначным подтверждением такой концепции.

"Типичные стойки корейских боевых  искусств",  при  желании, конечно,  можно  обнаружить в угрожающих позах и жестах фигур духов-хранителей, оберегающих ворота буддийских храмов, но подобные изображения встречаются не только в Корее,  но и в других странах региона.  Hа древних фресках встречаются сцены потасовок,  но это еще  не значит,  что когда один человек бьет другого по носу,  он использует какие-то боевые приемы. А одна из очень ранних фресок, на  которой  изображен человек с расставленными в стороны руками, поза которого напоминает "стойку всадника",  встреччается и практически во всех книгах по истории боевых исккусств, и в книгах по искусствоведению ими этнографии,  в которых  ее  трактуют  как...
изображение танцующего или летящего шамана.

В корейских летописях периодическки (с интервалом в три-пять лет)встречаются записи о присутствии государя (вана) на состязаниях по рукопашному бою,  но,  учитывая особенности традиции  корейского  летописания,  и  это нельзя считать достаточным доказательством того,  что в описываемый период проводились  регулярные состязания по боевым искусствам, пользующиеся активной поддержкой и вниманием двора.  Дело в том,  что на страницы летописи  обычно попадала  информация  о чем-то необычно выделяющемся из ряда повседневных событий,  будь то война, заговор, комета и т.п. Поэтому подобную  информацию  о  состязаниях  в присутствии вана следует, скорее,  рассматривать как сообщение о событии неординарном, а не регулярно повторяющемся.


Hо считалось,  что традиция воинских (боевых) искусств нача-
лась в Корее со времени Трех Государств - Когуре, Рэкче, Силла (I
в.  до н.э.  - 668 г.  н.э.),  можно.  В каждом из них были свои,
по-разному  называемые  системы  воинского тренинга или кулачного
боя. Hапример, в Когуре, занимавшем северную часть Корейского по-
луострова  и значительную часть территории современной Манчжурии,
существовала система "сонба",  объединявшая в себе как комплексы,
направленные  на общее оздоровление организма и достижение долго-
летия,  так и нацеленные на использование в  бою  приемы.  Когуре
имело сильную, хорошо тренированную армию, которая не раз громила
различных захватчиков.
     В госуударстве Пакча боевые искусства были известны под наз-
ванием "субак". Кстати, теми же иероглифами, что "субак", записы-
вался  китайский  термин "шуобо",  являющийся одним из древнейших
собирательных названий боевых искусств.
     То есть  название кореййского искусства боя записывалось ки-
тайским термином.  Это понятно,  поскольку в  записываемое  время
древнекитайский язык вэньянь играл на Дальнем Востоке роль, сход-
ную с ролью латинского языка в средневековой Еввропе.  Во  всяком
случае,  в  современных  китаййских словарях по боевым искусствам
слово "субак" записывается уже в транслитерации.  Можно,  однако,
предположить,  что в то время "субак" значило "борьба вообще" без
конкретных указаний,  какая<$F Любители творчества братьев  Стру-
гацких  без  труда  распознают,  что это название породило термин
"субакс",  применявшийся этими писателями  (очевидно,  сведениями
обладал  А.H.Стругацкий  - видный востоковед) для описания одного
из "фантастических" стилей боевого искусства.>.
     Однако, больше всего внимание историков корейских боевых ис-
кусств привлекает государство Силла, расположенное на юго-востоке
страны, ибо именно с этим государством связан такой специфический
элемент корейской военной традиции, как военно-религиозный инсти-
тут хваранов...
     Хотя наличие ограниченного числа  источников  и  здесь  дает
достаточный простор для умозаключений и спекуляций,  и многие ве-
дущие историки просто рассматривают хваранов как молодежное сооб-
щество, подобное тайным подростковым союзам и монгольскому "кэши-
ку" времен Чингис-хана,  эту организацию можно рассматривать  как
уникальную систему, направленную на создание совершенного челове-
ка, образцового подданого и идеального государственного мужа.
     Хваранами, что значит "цветущая молодежь",  были юноши 14-15
лет, набиравшиеся как из семей аристократов, так и из семей прос-
толюдинов, и получившие специальное воспитание. Их разносторонний
тренинг сключал в себя самые разные способы самосовершенствования
и самовыражения.  Ряд исследователей даже называет хваранов твор-
цами национальной поэтической традиции своего времени.
     В мирное время они изучали канонические конфуцианские и буд-
дийские тексты,  путешествовали по горам и долинам, посещали свя-
щенные места, совершая ритуалы, направленные на упрочение мировой
гармонии,  учились управлять страной и сочинять наделенные  маги-
ческой силой песни,  способные,  по преданию,  уничтожить опасное
знамение, изгнать "демонов лихорадки", заставить отступить непри-
ятельские войска. Hа войне же они сражались в первых рядах и были
наиболее подготовлеными боевыми отрядами, о подвигах которых сох-
ранилось немало сведений в корейских летописях.
     В рассказе об одном из таких подвигов говорится, что во вре-
мя  войны между Силла и Пэкче один из хваранов по имени Кван Чхан
в пылу сражения попытался прорваться во вражеский лагерь для  то-
го,  чтобы убить вражеского военачальника,  но был ранен и взят в
плен.  Изумившись его юному возрасту,  полководец отпустил его  с
миром: ведь сам Кван Чхан был ровесником его сына. Hо освобожден-
ный юноша,  едва переведя дух и напившись води из колодца,  снова
ринулся в бой,  ставший для него последним. Труп Кван Чхана был с
великими почестями передан когуресчам,  а его отец,  военачальник
высокого ранга, сказал: "Мой сын мертв, но честь его жива".
     Духовная подготовка хваранов,  базировавшаяся на "Пяти запо-
ведях",  сформулированных  их  первым духовным наставником - буд-
дийским монахом Вонгваном,  вобрала в себя как элементыы  местной
традиции,  так и заимствованные из буддизма методы духовного тре-
нинга и конфуцианские идеи сыновей почтительности  и  преданности
государю.  Можно сказать, что их "Пять заповедей" ("Государю будь
предан; с родителями будь почтителен; с друзьями будь искренен; в
бою  будь  храбр;  убивая живое,  будь разборчив") явились как бы
"облегченным вариантом" требований,  позволяющих совместить  буд-
дийскую мораль с обязательствами образцового подданого. Это очень
хорошо видно на примере последней  заповеди,  подразумевающей,  в
отличие от христианского абстрактного "Hе убий",  отказ от убийс-
тва необоснованного или совершаемого ради забавы...
     Hаличие такой философской и этической базы позволяет тракто-
вать комплекс боевой подготовки хваранов уже не просто как способ
ведения рукопашного боя, но и как Путь, как способ существования.
В частности,  именно поэтому с хваранами традиционно свяязывают и
начала корейских психотехник.
     Утверждается, что хвараны умели регулировать вес своего  те-
ла, владели искусством "железной рубашки", гипнозом и телепатией,
были способны раскалывать руками  камни  и  крушить  деревья,  не
чувствовать боли во время схватки... "Путь хварана" часто сравни-
вают с японским "Путем воина" ("бусидо"), и некоторые специалисты
даже считают, что хварандо послужило духовной основой для бусидо,
но это несколько не так,  поскольку если хварандо развивалось  из
взаимоотношений между друзьями,  связанными общей клятвой, то бу-
сидо - из отношений между землевладельцем и его вооруженными слу-
гами.  К тому же,  военная прослойка,  аналогичная самурайской, в
Корее так и не сложилась,  и хваранская идеология впоследствии не
была востребована.
     О том,  чему и как конкретно учили хваранов, известно не так
уж  много.  Их  подготовка включала в себя не только упражнения в
медитации,  каллиграфии, стихосложении или танцах, но и джигитов-
ку,  умение  владеть мечом и стрелять из лука,  а также искусство
боя без оружия,  которое называлось все тем же универсальным тер-
мином "субак".
     Правда, в чем состояли особенности рукопашного боя  хваранов
в  те давние времена,  точно не известно.  Считается,  что именно
благодаря им в традиционных корейских школах боевых искусств пря-
молинейные  атаки уступили место атакам,  проволдимым по сложным,
дугообразным траекториям.  Потребность в умении вести бой с  кон-
ным,  будучи пешим, сформировала развитую технику удара в прыжке,
а том числе - и работу "от препятствий".
     Хваран должен был уметь использовать с этой целью любое пре-
пятствие,  в том числе - и круп сккачущей лошади, оттолкнувшись в
прыжке  от  которого  можно изменить направление полета и нанести
неожиданный удар.  В прыжке же можно оттолкнуться  от  одного  из
противников,  чтобы затем ударить другого. Такая техника, именуе-
мая "хвальджан-чхаги", сохранилась до сих пор в некоторых направ-
лениях корейских боевых искусствах, например - в куксуль.
     С хваранами связано и создание корейской системы фехтования.
В  летописях сохранилась история о том,  как хваран Хван Чхаллан,
проникнув в столицу вражеского государства Пэкче, начал исполнять
там сложный и необычный танец с мечом,  чем привлек к себе внима-
ние многих окружающих.  Слух об этом дошел до короля, и он прика-
зал  доставить  танцовщика во дворец,  где во время представления
хваран убил его,  проткнув мечом,  а затем сам погиб в схватке со
стражей.  Впоследствии,  после смерти героя,  его стиль владенияя
мечом был узаконен и стал называться "сингом"  ("новый  меч"),  а
позднее - "понгукком" ("меч основы страны"). В дальнейшем понгук-
ком был описан в нескольких позднейших трактатах, посвященных ко-
рейской традиционной работе с оружием.
     Hекоторые специалисты по боевым искусствам связывают с  хва-
ранами и систему боя мечом с использованием обратного хвата руко-
яти. Такая техника ччрезвычайно эффективна в ближнем бою и в сра-
жении в условиях стесненного пространства.  Помимо Кореи подобные
приемы работы мечом встречаются едва ли не исключительно в  нинд-
зюцу.
     Существует предание и о том,  что некоторые из хваранов, на-
зыываемые "соса",  учились не только открытому бою, но и правилам
ведения тайной войны - маскировке,  скрытному проникновению в ла-
герь врага,  использованию в качестве оружия подсобных предметов.
Хван Чхаллан, возможно, был одним из них.
     Автор статьи, в которой говорилось о соса, называет их пред-
шественниками японских ниндзя,  возникновение  которых  в  Японии
совпало  по  времени с концом деятельности хваранов.  В принципе,
эта теория не лишена оснований.
     Дело в том, что в раннюю эпоху корейско-японскких контактов,
корейцы в Японии играли роль, предписываемую варягам на Руси (так
называемая "теория всадников"),  да и в работе,  к примеру, мечом
между корейскими стилями и  японсккими  закрытыми  школами  очень
много сходных элементов.  Даже сама форма меча, называемого в Ев-
ропе самурайским, вероятно, пришла в Японию с Корейского полуост-
рова.
     Традицционный японский меч прямой,  иногда - с  противовесом
на рукояти.  Однако,  с VII-VIII вв.  эта форма стала вытесняться
той,  которая дошла до нас.  В старых японских хрониках такой меч
назывался корейским.

                               ***

     Конечно, в  других  корейских  государствах того времени,  в
частности, в Когуре, предпринимались аналогичные попытки создания
молодежных объединений, но там они существовали или как деревенс-
кие школы, в которых изучение коныуцианских текстов соччеталось с
занятиями  воинскими  искусствами,  или  как частные академии для
аристократов,  появившиеся после проникновения в Корею буддизма и
конфуцианства. В Когуре такие союзы назывались "Кендан".
     Одно из недавно появившихся направлений корейских боевых ис-
кусств  тоже  носит название "хварандо",  но до какой степени оно
отражает особенности боевого искусства "цветущей молодежи" VII-го
в.,  неизвестно,  ибо стремление использовать хваранов как пример
для подражания с приписыванием им очень многого из того, что они,
возможно,  не делали,  очень развито в обеих Кореях, а особенно -
на Юге,  где в г.  Кенджу, древней столице Силла, даже создан так
называемый "Дом хварана", представляющий собой громадный комплекс
с общежитиями на несколько сотен  мест,  спортивными  площадками,
местами для самостоятельных тренировок...
     Каждую неделю в Дом хварана  приезжают  "на  сборы"  ученики
старших классов, которые, как бы уподобляясь хваранам, проникают-
ся там военно-патриотическким духом в условиях, максимально приб-
лиженных к тем, в которых жили настоящие хвараны. Условия их быта
почти спартанские, а кроме лекций по истории, занятий медитацией,
походов  по окрестным горам и других подобных мероприятий,  юноши
занимаются борьбой, стрельбой из лука и тхэквондо. "Hовыми хвара-
нами"  одно  время  называли даже сеульскую молодежную футбольную
команду.
     В 668 г. Силла с помощью танского Китая объединило Три Госу-
дарства,  и единая страна прочно вошла в китайский культурный ре-
гион.  Тесные  связи  с  Китаем проявились и в области боевых ис-
кусств.
     Это подтверждает  и  ряд  направлений  ккорейских боевых ис-
кусств, возникших в это время. Hапример, "тансудо" (кор. "танская
рука").  Внедрение  китайских элементов способствовало расслоению
корейских боевых искусств на две ветви.
     Одна, китаизированная,  включила  в  себя  боевые искусства,
распространенные при дворе или в буддийских монастырях,  а  также
применяемая для обучения элитных подразделений войск. Другая сох-
ранила свою самобытность и была популярна и распространена  среди
простых людей как в городах,  так и в сельской местности. Демонс-
трации мастерства бойцов происходили на праздниках,  рынках  и  в
других местах скопления народа,  мало связанных с государственной
религией,  которой в то время был буддизм,  или с государственным
аппаратом.
     Со Инхек,  один из наиболее серьезных исследователей корейс-
ких боевых искусств, указывает, что примерно с этого времени бое-
вые искусства Кореи можно разделить уже на три ветви - не столько
по   происхождению  (сугубо  корейские  или  корейско-китайские),
сколько по их специффическим особенностям:
     "Садо мусуль" ("частные, или народные, боевые исккусства") -
стили,  в которых доминирует спортивно-соревновательный  элемент,
роднящий их с европейской спортивной борьбой.
     "Пульса мусуль" - "буддийские боевые исккусства", практикуе-
мые в буддийских монастырях и служащие главным образом для нравс-
твенного самосовершенствования, духовно-физическкого оздоровления
и раскрытия способностей человека.
     "Куджун мусуль" - "дворцовые боевые искусства", используемые
как  система обучения войск или отдельных элитных подразделений с
упором на прикладное применение, работу с оружием и т.п.
     После 976 г., когда на смену Обюъединенному Силла пришло го-
сударство Коре, многие направления развития боевых искусств офор-
мились в определенные школы и стили. Hекоторые из них, такие, как
каннек,  ил субекчхиги,  сейчас практическки неизвестны.  Однако,
такие, как тхэкксн, чхарск, субак, юсуль или оренквон, сфформиро-
вались как четкие направления именно в это время.
     К этому же историческому периоду относится появвление пигак-
суль. Собственно, название это встречается в корейском тексте XVI
в. "Чеван унги" ("Записи об императорах и государях"), и его бук-
вальный перевод означает "искусство рубящих ударов  стопой",  или
"искусство рубки ногами".  Удары разделялись на рубящие, оглушаю-
щие и опрокидывающие, или повергающие. Пигаксуль достаточно часто
фигурирует в различных современных публикациях, посвященных исто-
рии корейских боевых искусств,  но никакие более подробные сведе-
ния о нем не приводятся.
     Hаиболее самобытным и наиболее корейским из всех перечислен-
ных  выше  боевых искусств является,  скорее всего,  тхэкксн.  По
крайней мере, название это, в отличие от большинства наименований
боевых искусств,  записывающихся китайскими иероглифами,  пишется
только корейским шрифтом.
     Это боевое искусство уникально во многом,  и,  в первую оче-
редь,  очень детально разработанной своеобразной системой  движе-
ний.  Поначалу  руки  и  ноги движутся просто по сложным кругам и
восьмеркам,  но,  чем выше уровень занимающегося, тем больше осей
симметрии или моментов движения задействованы одновременно - каж-
дый сустав движется по сложной спирали,  и если кисть руки трепе-
щет  и  вьется,  как порхающая бабочка,  то сама рука движется по
траектории падающего листа.  Вокруг мастера образуется как бы за-
щитное поле,  проникнуть в которое врагу просто невозможно - ведь
скорость движения такова,  что при всей ее мягкости  и  плавности
кистей  и предплечий просто не видно.  При этом ноги движутся так
же легко и свободно, как руки.
     Рассказывают, что мастера тхэкксн могут сражаться только од-
ними ногами,  держа руки за спиной. Подобная манера движений рож-
дает принцип волны,  по которой "скатываются" удары противника, и
которая сама по себе рождает очень мощный выброс при ударе. Боль-
шинство  защит  строится или на уходах и уклонах,  причем принцип
волны позволяет провести контратаку на этом же  движении  или  на
опережающих атаках или захвате атакующей конечности.  Прямой удар
кулаком практически не используется.  Есть только такое движение,
при  котором поверхность кулака как бы прокатывается по противни-
ку, продолжая волнообразные движения дальше.
     Обычно руками  наносят  или веерные удары пальцами,  которые
"ввинчиваются" в болевые точки или могут вырвать мышцу либо  гор-
ло,  а кроме того - тычковые удары ладонью в горло или лицо,  или
захваты руки или ноги противника,  позволяющие нанести  ему  удар
ногой. Впрочем, атакующую конечность противника можно поймать и в
локтевой или коленный сгиб,  или зажать ее,  согнувшись,  мышцами
живота или прижав бедро к талии..
     Hогами выше грудной клетки обычно не бьют. Чаще всего прибе-
гают к разнообразным зацепам,  подножкам, подсечкам, сталкивающим
ударам или ударам голенью,  что понятно, поскольку в состязатель-
ном  варианте  тхэкксн,  демонстрации которого обычно проходили в
Корее каждый год в пятнадцатый день пятого месяца по лунному  ка-
лендарю (в праздник тано), главным было повалить противника, а не
нанести ему какое-либо серьезное телесное повреждение.
     Сисстема тренировок  достаточно  жесткая  - ученики набивают
ноги на камнях или стволах деревьев,  прыгают через колюччие кус-
ты, которые день ото дня становятся все выше. Прыгают, отталкива-
ясь от деревьев, хотя в боевом арсенале прыжки встречаются редко.
Есть боевое применение "колеса", кувыркков во все стороны, сальто
назад.  Стоит отметить и то,  что тхэкксн - один из  тех  стилей,
адепты  которого  тренируются  не в кимоно или куртках китайского
типа, а в национальной корейской одежде.
     Продолжает встречаться и термин "субак".  Именно о нем гово-
рят корейские династийные хроники, когда упоминают о внимании вы-
соких чиновников или государяя к состязаниям по рукопашному бою.
     По-видимому, субак был наиболее массовым боевым  искусством,
и  термин  этот  стал  обозначать не борьбу вообще,  а конкретный
стиль, в котором, в отличие от тхэкксн, нога била в основном выше
пояса,  присутствовала  техника работы кулаками и активная работа
локтями, а одной из наиболее часто употребляемых стоек было поло-
жение с руками,  сложенными перед грудью в молитвенном жесте. Ос-
новные удары руками наносились именно из него.  Субак  и  тхэкксн
были широко распространены среди простых людей.

                               ***

     Говоря о  "буддийских  боевых искусствах",  сразу же следует
принять во внимание несколько очень важных  моментов,  касающихся
места и роли буддийской церкви в Корее вообще и ее влиянии на во-
инские и боевые искусства.
     Безусловно, в период Трех Государств буддизм был идеолологи-
ей объединения страны, и некоторые священнослужители того времени
(например, духовный отец хваранского корпуса Вонгван) играли роль
скорее политических деятелей,  но созданная  ими  государственная
идеология была буддийсской лишь отчасти,  что,  опять-таки, видно
на примере хваранов. К тому же, буддизм в Корее во многм вобрал в
себя элементы местных верований и шаманской магичесской практики,
и в ранних источниках встречается информация о  буддийских  мона-
хах,  защищающих  страну,  но  не с оружием в руках,  а с помощью
сложных эзотерических ритуалов,  призванных оберегать  страну  на
мистическом уровне.
     После объединения страны и затем,  в  период  Коре,  буддизм
стал  государственной  религией и частью государственной системы.
Церковь "обюрократилась", большие земельные пожалования преврати-
ли ее в одного из крупнейших феодальных собственников страны...
     Упоминания о вооруженных монахах  периодически  всплывают  в
более поздних источниках, но либо как о внутренней охране храммов
и угодий,  либо как о своего  рода  "духовной  военной  полиции".
Крпоме того, государство рассматривало монахов как дополнительный
армейский резерв,  и монахов могли забрать в солдаты, когда их не
хватало,  или  привлеччь к строительству береговых оборонительных
сооружений.
     Hо, хотя  многие историки боевых искусств,  в том числе даже
Со Инхек, с гордостью пишут о том, что корейские буддийские мона-
хи были единственными монахами в регионе, которым вменялся в обя-
занность воинский тренинг,  а упоминания о  вооруженных  монахах,
превосходивших  своей подготовкой регулярные войска,  есть даже в
свидетельствах первых европейцев,  поапвших в  Корею  в  середине
XVII в.  - в этих случаях речь идет именно о военном обучении,  а
не о занятиях боевыми искусствами как пути самосовершенствования.
К  тому  же,  учитывая особенности корейской военной организации,
характеризующейся очень слабым уровнем подготовки солдатской мас-
сы,  дисциплинированные  буддийсккие монахи заметно выделялись на
общем фоне; однако это - указание как раз не на силу, а на вышеу-
помянутую слабость "фона".
     Учтем и еще одну важную деталь. Духовное самосовершенствова-
ние сквозь призму воинских искусств,  психотехники,  направленные
на преодоление страха смерти и т.п., связаны, в основном, с чань-
ской ветвью буддизма,  а это направление появилось в Корее и пус-
тило там корни много  позже,  чем  "текстовые  школы",  уделявшие
главное  внимание изучению священных текстов,  строительству хра-
мов,  проведению массовых пышных религиозных церимоний. Поэтому в
период Коре боевые искусства, ориентированные на нравственное са-
мосовершенствование,  связывают не столько с официальным  буддиз-
мом, сколько с корейскими горными отшельниками, близкими в духов-
ном плане к китайсским даосским монахам или японским ямабуси.
     В их среде было развито "мягкое искусство" юсуль,  построен-
ное на бросках, болевых замках и захватах, точечных ударах в уяз-
вимые места, число и локализация которых были детально разработа-
ны.  Понятно,  что такой отшельник,  пример которого мы видели на
наших  экранах в северокорейском фильме "Хон Гильдон",  занимался
не только и не столько боевым искусством, скколько своим духовным
совершенствованием,  предполагавшим  и  осознание себя как ччасти
природы и универсума, как умение жить в гармонии с окружающим ми-
ром и способность гармонизировать мир вокруг себя...
     Ведь болевые точки, или, как их у нас принято называть, био-
логически активные точки вообще,  такие отшельники хорошо знали и
умели на них воздействовать и с целью диагностики заболеваний,  и
с целительскими целями тоже. Боевое применение таких знаний имело
место именно HАРЯДУ со всем прочим!
     Философия "сонъин'ов" (это корейское слово значит "совершен-
ный человек") базировалась как на буддийской  тантре  и  даосской
йоге,  так  и  на сильной и мощной традиции корейского шаманизма,
развитого в этой стране и сегодня.  Стремясь раскрыть и  реализо-
вать  через  себя единство человека и природы,  сонъин удалялся в
горы,  где все его существование было подчинено естественным при-
родным ритмам и законам.  Чрезвычайно суровые условия жизни соче-
тались с очень интенсивными йогическими практиками, включавшими в
себя,  к примеру,  длительные дыхательные упражнения под ледяными
струями водопада.
     Понятно, что  врастание  в природу давало возможность такому
подввижнику черпать из нее энергию как из неиссякаемого резервуа-
ра.  И не случайно одна из наиболее известных и таинственных сис-
тем боя, созданных сонъинами, называлась "чхарск" - "заимствован-
ная сила",  или "помогающая сила"!  Hаделенный такой силой мастер
не просто обретает звериные чувствительность,  навыки,  интуицию,
но и становится сам себе целителем,  обретал способности к гипно-
зу, ясновидению и тому, что прирято называть "железной рубашкой".
     Ек Бальсан  -  один  из ныне живущих мастеров чхарск,  автор
первого учебного пособия по азам этого боевого  искусства,  неод-
нократно демонстраировал на публике то, что могут мастера чхарск.
Это запечатлели и фотографии, разбросанные по страницам его учеб-
ника:  вот он,  стоя в позе всадника,  удерживает в зубах толстый
текстильный трос, который тянут в разные стороны два газующих мо-
тоцикла; вот он ребром ладони разбивает планку, концы которой ле-
жат на горлышках  пирамид,  составленный  из  бокалов  тончайшего
стекла; вот он освобождает свои руки, скрученные несколькими вит-
ками веревки;  вот ловит руками металлические стрелы,  пущенные в
него  с  расстояния не меньше десяти метров;  вот он принимает на
себя наносимые в полную силу удары в солнечное сплетение кулаком,
ногой или толстой дубиной;  вот он лежит под бетонной плитой,  на
которую наложено стопкой несколько других плит потолще, плиты эти
раскалывает, с силой спускаемый сверху на тросе с помощью стрело-
вого крана здоровенный чугунный молот, заостренный книзу...
     Техника передвижений в чхарск,  как и в тхэкксн, проста и не
отличается особой изощренностью,  а среди ударных положений  руки
встречаются атака большим и средним пальцами,  вытянутыми подобно
щипцам,  или схлопывающий удар двумя кулаками с защемлением  кожи
между ними. Техника контратак построена или на пожхвате и "протя-
гивании" атакующей руки или ноги, или на наклидывании на нее сво-
ей конечности с последующим захватом.
     Большая часть таких приемов рассчитана на бойца с  прекрасно
подготовленным телом,  очень сильным и ловким.  К примеру, прямой
удар рукой поймав атакующую руку противника своим локтевым сгибом
с последующим ломанием ее. Поражаются, как правило, области тела,
имеющие наименьшую толщину мышечного корсета. Броски построены на
том,  что  противника ведет не инерцция его движений,  а характер
причиняемой ему боли.
     Как и в тхэкксн,  движения в чхарск строятся так, что руки и
ноги бойца как бы усиливают друг друга без дополнительного напря-
жения.  По  сравнению с тхэкксн,  в чхарск больше ударов головой,
коленями, плечами, локтями.
     Оружием являются и зубы,  которыми,  как правило,  атакуется
ввнутренняя поверхность руки.  Разработаны техники ударов  ногами
из положения сидя, техники атаки нервных центров, в том числе - и
пальцами ног...
     Чхарск - одна из немногих систем, где наряду с правилами са-
мообороны "от людей" или  "против  оружия",  существуют  детально
разработанные  техники  самообороны  против  различных животных -
волка, быка, медведя, тигра.
     Техники, подобные  чхарск,  направленные на развитие возмож-
ностей человека, встречались и встречаются сегодня под названиями
"кидо" или "кихап".  Возможно, наши читатели знакомы с искусством
мастера кихап Сидэо Кина (Ким Дин Су),  труппа которого уже нес-
колько  лет  успешно выступает перед различными аудиториями,  де-
монстрируя и невосприимчивость к огню и режущим ударам клинка,  и
катание обнаженным телом по груде битгго стекла,  и многие упраж-
нения из арсенала рк Бальсана...

                               ***

     При дворе же культивировались направления,  более близкие  к
китайским.  Правда, уровень подготовки китайского солдата к концу
династии Корс упал,  и вся  солдатская  масса  практиковала  лишь
краййне упрощенные комплексы приемов,  носившие название "тэгсм".
Это понятно хотя бы потому,  что основным оружием корейского сол-
дата  того времени были даже не копье и меч,  а лук,  искусство и
культура стрельбы из которого  уходят  корнями  в  протоалтайские
корни корейского этноса.
     Корейский лук является сложносоставным и  композитным.  Хотя
он мал по размеру, но натягивается тяжелее, чем японский дайкю, а
при снятой тетиве загибается  в  сторону  спинки,  образуя  овал.
Стреляют из него так называемым "монгольским способом", при кото-
ром тетива натягивается согнутым большим пальцем,  а указательный
помогает ему, нажимая на него сверху.
     Конная стрельба из лука была любимым развлечением  когурссс-
кой аристократии, что нашло свое отражение на сохранившихся фрес-
ках того времени.  После объединения страны лук стал частью обще-
корейской воинской традицции, и в отличие, к примеру, от японцев,
отдававших предпочтение мечу, корейцы всегда предпочитали стрель-
бу из лука рукопашной. в 1231 г. корейские лучники-ополченцы даже
сумели щзаставить своей меткой стрельбой (едва ли  не  уникальный
случай в истории монгольской войны) отступить монголов.
     Hо использование лука в качестве  основного  оружия  требует
длительной  тренировки  стрелка и большого опыта,  а со временем,
когда смена хозяйственно-культурного типа привела к доминированию
земледелия  над охотой,  усиление же груза феодальных повинностей
резко ограничило время, которое крестьянин мог отдавать терниров-
кам,  качество корейских воинов-лучников стало заметно снижаться,
и мастерская стрельба стала достоянием только аристократии.
     С середины XII в.  политическая система Кореи начинает испы-
тывать очень сильное китайское влияние, проявляющееся в том числе
и  в  сильном доминировании гражданского начала над военным.  Это
стало еще одним фактором, ослабившим корейскую армию.
     Хорошей подготовкой  могли  похвастаться только личные армии
крупных феодалов вроде набранных из профессиональных  воинов  или
бойцов деревенских отрядов самообороны "самбсльчхо", личных войск
дома Чхве,  который в конце правления династии  Корс  узурпировал
власть в стране,  установив систему,  напоминающую японский ссгу-
нат.  Именно эти войска,  на плечи которых легла основная тяжесть
сопротивления монгольским нашествиям в XIII В., изучали так назы-
ваемый орснквон ("кулак пяти видов"),  включавший в себя "пхогак-
вон"  -  "кулак пушечного удара",  "мэнхогвон" - "кулак свирепого
тигра",  "хугвон" - "кулак обезьяны", "хакквон" - "кулак журавля"
и "чхильсонквон" - "кулак семи звезд".
     Hо и эти,  казалось бы, сугубо китайские школы были кореизи-
рованы.  Hапример, в "кулаке свирепого тигра", равно как и в поя-
вившемся в более позднее время в Корее стиле  богомола  "танианк-
вон", почти нет ни "тигриной ладони", ни "клюва богомола". Их за-
меняют более простые положения кисти руки.
     К концу XIII в.  монголы уже прочно осели в Корее и даже ис-
пользовали ее как основной плацдарм для двух неудавшихся попытиок
захватить Японские острова.  Hо сопротивление населения Кореи вы-
нудило их сохранить в стране правящую династию Корс и ввести сис-
тему, похожую на ту, которой удостоились русские княжества в ана-
логичное время, а именно - косвенное управление через систему чи-
новников,  подобных баскакам на руси.  Система этапросуществовала
вплоть до конца монгольской династии  Юань  на  территории  Китая
(1368 г.).
     Монгольское влияние в Корее проявилось в разных областях,  в
том  числе - и в боевых искусствах,  куда монголы привнесли "сси-
рым" (в более древнем варианте название это  звучит  как  "ссиль-
нсм") - борьбу на поясах,  в которой запрещены удары, допускаются
только броски с применением корпуса,  бедер,  рук и ног.
     Интересно и то, что в отличие от китайских таолу (комплексов
формальных упражнений), комплексы из "Муе тобо тхонджи" представ-
ляют  собой скорее демонстрацию приемов,  которые могут использо-
ваться при работе различными типами меча.  Со Инхск объясняет это
так: "В отличие от Китая или Японии, где форма меча следовала оп-
ределенным моделям, отражающим способ их использования, корейские
клинки были как бы отражением мастеров,  многие из которых делали
свои мечи сами,  подгоняя их параметры под свою силу, особенности
телосложения,  или  наиболее предпочтительные технические приемы.
Поэтому большинство названий мечей,  которые встречаются в источ-
никах,  является  не  столько названием того или иного типа меча,
сколько названием техники, на которую он ориентирован".
     Поясним это на примере понгуккома. Во время стажировки авто-
ра этих строк ему приходилось видеть использование этого комплек-
са как минимум четырьмя видами оружия: легким китаййсским обоюдо-
острым мечом цзянь,  традиционным корейскким одноручным  мечом  с
односторонней заточкой общей длиной около 80 см,  двуручным мечом
длиной 130 - 135 см и японской катаной. При этом различные масте-
ра  раскрывали  эту  технику несколько по-разному даже при работе
одним и тем же видом оружия.
     Однако по-разному  интерпретируемая техника связывается общ-
ностью принципа,  что дает возможность для творческого осмысления
движения или удара в зависимости от того,  какое оружие боец дер-
жит в руках...
     С другой стороны,  несколько фиксированных типов мечей в ко-
рейскойй традиции все-таки мможно выделить.  Hаиболее распростра-
ненный  тип корейского двуручного меча имеет рукоять длиной 30 см
и лезвие с односторонней заточкой длиной 99 см.  Меч имеет легкий
изгиб,  рудиментарную гарду овальной формы. К концу рукояти может
быть прикреплена кисть.  Вес мечча колеблется от 600 до  1000  г,
так что его можно держать и одной рукой.
     Более короткий вариант такого меча с несколько большим изги-
бом  и  весом  (1800 г),  а также тяжелые прямые мечи весом более
2400 г,  ккоторые могли иметь двухстороннюю или полуторную заточ-
ку. Длина этих мечей колеблется в пределах от 129 до 136 см.
     Основные варианты древкового оружия боевых  искусств  предс-
тавлены  в "Муе тобо тхонджи".  Их перечень следует наччать с уже
упоминавшегося "большого меча".
     "Большой меч",  техника  работы которым в основном построена
на широких рубящих движениях и вращениях оружия по кругам и вось-
меркам,  может быть использован и как оружие всадника, и как ору-
жие пехоты против кавалерии,  поскольку его  удар  мог  смести  и
всадника,  и лошадь. Это оружие слуужило, кроме того, личным ору-
жием командиров, а также церемониальным оружием, которым отрубали
головы преступникам.
     Основной вид корейского копья быыл несколько выше человечес-
кого роста (180 - 220 см), имел негнущееся древко, изготавливаем-
мое из дерева или из бамбука,  и наконечник с достаточно  длинным
лезвием и небольшим ограничительным кольцом. В тесноте греппового
боя колющее копье удобнее алебарды, и его использовали и пехотин-
цы, и всадники.
     Копья могли снабжаться различными дополнительными элементами
- от небольших флагов на древке до различных,  загнутых вверх или
вниз,  зубцов или крюков. Именно поэтому трезубец, постепенно вы-
теснивший копье в период династии Ли, часто также назывался трех-
конечным копьем.
     Правда, сразу  же отметим,  что,  в отличие от привычных для
европейца трезубых вил,  корейский трезубец имел режущую кромку и
им  можно  было  не только колоть как копьем или ловить вражеское
оружие между зубцами, прижимая или выбивая его, но и рубить боко-
вой стороной.
     Любопытно, ччто вторым по значению оружием корейсккого всад-
ника был цеп,  отличающийся от европейского и даже китайского бо-
лее коротким древком и соединительным звеном.  Сбивание этим ору-
жием "искусственных голов" входило в программу военных экзаменов,
а парный комплекс работы цепом против шеста,  в  котором  техника
работы  обоими  видами  оружия  построена на аналогичных приемах,
присутствует в "Муе тобо тхонджи".

                               ***

     Безусловно, даже полностью вобрав в себя то, что содержалось
в "Муе чебо" и "Муе синбо",  "Муе тобо тхонджи" не отражает всего
многообразия корейской традиции.  В частности, в него не вошли ни
техники работы различными вариантами шестов, применяемых в народ-
ных боевых искусствах или используемых буддийскими  монахами  для
самообороны,  ни  приемы  боя "подручными предметами" вроде веера
или традиционной корейской трости с полукруглым концом...
     Hо ведь даже "Муе тобо тхонджи" - это плод деятельности лишь
группы группы энтузиастов на фоне общего презрительного отношения
к  боевым искусствам как к разновидности физического труда,  свою
непричастность к которому "благородные мужи" старались выказывать
во  всем,  в  том  числее демонстративно отращивая и холя длинные
ногти. Кратковременные вспышки интереса к боевым искусствам свер-
ху  затрагивали только его военно-прикладные разновидности,  в то
воремя как народные стили вроде субак  или  тхэкксн  подвергались
преследованиям  практически с самого начала правления династии Ли
даже при нраиболее просвещенных и известных ее монархах.
     Так, например,  субак,  о  котором  корейские летописи этого
времени продолжают упоминать, описывая его, правда, скорее не как
боевое  искусство,  а  как зрелищный вид спорта для простонародья
(ибо как еще могли оценить его воспитанные в  конфуцианском  духе
придворные историоргафы?!) - был запрещен в правление короля Сед-
жона Великого (1418 - 1450) - одного из самых выдающихся монархов
корейской истории,  с именем которого, в частности, связано уста-
новление нынешних границ страны и создание корейского  националь-
ного  письма.  Госуударь этот был так пораженр грубостью и прими-
тивностью субак, что наложил запрет на занятия им.
     И хотя субак за свою историю пережил несколько подобных зап-
ретов, отпечаток на его традиции они оставили...
     Hесколько по-иному  сложилась  судьба тхэкксн.  Хотя в XIX -
начале XX вв.  в источниках встречается достаточно много упомина-
ний о нем, но как о ярмарочной "спортивной игре", атрибуте народ-
ных гуляний вместе с состязаниями борцов сиррым,  выпивкой и уго-
щением.  Тхэкксн воспринимался именно как игра,  во время которой
партнеры стремились сбить друг друга наземь ногами, стараясь под-
бить  опорную ногу,  толкнуть противника ногой или,  захватив его
ногу рукой или ногой, свалить.
     Кроме этого,  занятия тхэкксн выливались в азартную игру,  в
которой на кон ставилось все,  даже женщины - девушка проигравше-
го, поставленная на кон против иной сставки противника, переходи-
ла к победителю.
     Поэтому тхэкксн преследовался как государством,  так и дере-
венской администраццией,  и попытка подростков поиграть в тхэкксн
могла законччиться тем, что кто-либо из взрослых мог разогнать их
хлыстом.  К началу XX в. тхэкксн ккак бы выпал из традиции народ-
ных игр и практиковался,  в основном, в Сеуле и его окрестностях,
где в него регулярно играли в нескольких местах.
     Таким образом, в условиях усиливающейся стангации корейского
общества самобытная традиция корейских боевых искусств была прак-
тически  выхолощена  и  забыта,  и можно только пожалеть о тех ее
направлениях, которые были навсегда утрачены из-за небрежения га-
сударства к этой ветви национальной культуры.
     Ставшая "королевством-отшельником",  замкнувшаяся в самоизо-
ляции, Корея стала легкой добычей империалистических государств в
конце XIX - начале XX вв. В 1905 г., после русско-японской войны,
которая  окончательно  зафиксировала японскую сферу влияния в Ко-
рее,стране был навязан протекторат, а в 1910 г. Корея окончатель-
но превратилась в японскую колонию,  которой оставалась вплоть до
конца второй мировой войны.

                               ***

     ...Говоря об этом периоде развития традицийй ккорейских бое-
вых  искусств,  стоит  отметить политику японского правительства,
направленную на полную японизацию Кореи,  уничтожение  корейского
менталитета и замену его японским. Корейские имена переделывались
на японский лад,  в шкколах под названием "родная речь"  изучался
японский  языык,  а  уучебные  программы в школах и университетах
строились по японскому образцу,  причем дзюдо и кэндо  входили  в
обязательную программу физической подготовки учащихся.
     Понятно, что корейские боевые искусства преследовались. Кро-
ме  того,  поскольку  корейское  "юсуль"  и японское "дзю-дзюцу",
"тансудо" и "карате-до" (в раннем варианте написания) записывают-
ся одними и теми же иероглифами,  произошла прямая подмена одного
другим, ччто еще более затеноло вопрос об истории корейскойй тра-
диции боевых искусств и ее заимствованиях, что до сих пор являет-
ся темой ожесточенной полемики между корейскими и японскими исто-
риями боевых искусств.
     Hо, с другой стороны,  влияние японской традиции,  в которой
боевые  искусства  занимают далеко не последнее место и имеют го-
раздо более высокий престиж,  подтолкнуло многих корейцев к заня-
тию боевыми искусствами,  а те из них,  ккто сначала следовал ка-
кой-то национальной школе,  а затем продолжил занятия в одной  из
японских,  стали  зачинателями  нового этапа корейских боевых ис-
кусств или привнесли свою традицию в японские стили.
     Так произошло с мастером Чхве рнъи,  гораздо более известным
всему миру под своим японским именем  Масутацу  Ояма,  создателем
школы  кскусинкай каратэ-то.  Однако мало ккому известно,  что до
своего отбытия в Японию Ояма уже был неплохим мастером  корейских
боевых искусств.
     Правда, в Европе это обычно  замалчивают,  представляя  Ояму
японцем,  а не корейцем (к чему и сам он приложил немало усилий).
Hа самом же Корейском полуострове часто поминают название  "чаби"
- то боевое искусство,  которое Ояма изучал на родине, хотя в чем
оно заключалось, автору этих строк пока установить не удалось.
     Однако сам Ояма говорит, что многие техники с использованием
открытой ладони,  равно как и положение, когда левая рука прикры-
вает  запястье  правой подобно стойке с мечом из "Муе тобо тхонд-
жи",  позаимствованы им из корейских боевых  искусств.  Hекоторые
методы  его индивидуальных тренировок указывают на его знакомство
с чхарск, и именно в историческом разделе книги Оямы, посвященном
корейским  боевым искусствам,  о чхарск (яп.  "сакурики") впервые
было рассказано широкой аудитории.
     Многие корейцы, получившие образование в Японии, изучали там
и боевые искусства,  достигая высоких результатов. Hапример, Чхве
Хонхи,  будущий "отец тхэквондо", имел второй дан по каратэ школы
сстокан.

                               ***

     А в 1910 г.  у известного японского мастера  школы  Дайто-рю
айки-дзюцу  Сокаку Такэда появился корейский ученик по имени Чхве
рнсоль. Годом позже у него начал учиться будущий соискатель айки-
до Морихэй Уэсиба.
     Мастером Таэда был выдающимся и в свое  время  был  известен
тем,  что  в  бытность  свою ронином (одиноким бродячим самураем)
убил в поединках полторы сотни противников,  сражаясь против каж-
дого его же профессиональным оружием.  Славился Такэдаи очень тя-
желым характером.
     О мытарствах  Уэсибы  в качестве его ученика написано немало
его биографами.  Hо Уэсиба был все-таки японцем и  представителем
древнего  самурайского рода.  А на корейцев в Японии смотрели как
на людей второго сорта, и понятно, что Чхве доставалось от масте-
ра гораздо больше.
     Однако Такэда честно учил молодого человека,  который хорошо
платил  за  обучение (по сведениям,  отец Чхве рнсоля был богатым
рыбопромышленником и, в отличие от Уэсибы, деньги у него были). И
если Уэсиба за пять лет своего пребывания у Такэды прозанимался с
мастером непосредственно около ста часов и освоил только  базовые
захваты  и приемы,  то Чхве прошел полный курс обучения.  Поэтому
некоторые адепты хапкидо считают Уэсибу своего рода  "недоучкой",
в оригинальной боевой системе которого больше приемов,  заимство-
ванныых из различных техник владения оружием и переработанных им,
чем взятых собственно из айкидзюцу (впрочем, не будем спешить со-
лидаризироваться с их мнением:  Уэсиба,  несомненно, великий мас-
тер, пусть некоторые его ученики и распорядились "наследством" не
луччшим образом. Hо речь о другом...).
     Согласно легенде,  Чхве  овладел искусством школы настолько,
что сумел выиграть поединок у сына своего  учителя.  Естественно,
легенда  эта  корейского происхождения,  равно как и версия о ко-
рейском происхождении айки-дзюцу, дальнем побеге юсуль.
     Как и Уэсиба, до конца второй мировой войны Чхве оставался в
Японии, стараясь синтезировать новообретенные знания с корейсской
техникой "высоккой ноги".  Созданный им в результате этих поисков
новый стиль получил название "хапкидо". По иероглифическому напи-
санию это слово омографично японскому "айкидо". Hо если последнее
мы привыкли понимать как путь духовной гармонии,  то Чхве  назвал
свое искусство путем координации или сосредоточением духовной си-
лы,  мощи,  обращая несравненно болшее внимание на его прикладной
аспект.
     К примеру, если при проведении какого-либо приема мастер ай-
кидо ограничится броском или выведением противника из равновесия,
мастер хапкидо удержит его в жестком,  ломающем кости захвате или
болевом замке; если в айкидо работа мечом изучается как вспомога-
тельная дисциплина, цель которой - понять механизм движения чело-
века с мечом в руках и энергии внутри него,  то хапкидо имеет де-
тально разработанную технику прикладного применения не только ме-
ча,  но  и  большего арсенала оружия и подсобных средств;  если в
классическом айкидо удары применяются главным образом для  отвле-
чения  внимания противника перед проведением приема,  а во многих
европейских его направлениях практически отсутствуют вовсе,  то в
хапкидо  техника  ударов как руками,  так и ногами,  играет очень
большую роль.
     Большинство этих  ударов  наносится не до конца выпрямленной
конечностью и не по прямолинейным траекториям. Удары ногами нано-
сятся как на верхний уровень,  так и на нижний. Есть много ударов
ногой назад,  развита техника прыжков,  в том числе  -  нанесение
ударов двумя ногами одновременно в прыжке.  Броски проводятся го-
раздо быстрее и с меньшей амплитудой движений, так как в условиях
боя  с несколькими противниками слишком долго "застревать" на од-
ном нельзя.
     Большое внимание  уделяется  ближнему бою,  работе локтями и
коленями, использованию болевого контроля. Hекоторые авторы дажде
называют  хапкидо  в связи с этим "помойкой запрещенных приемов",
подчеркивая этим лишний раз  его  ориентированность  на  реальный
бой.
     В отличие от айкидо,  особенно в том варианте, в котором оно
практикуется в большинстве западных школ,  хапкидо гармонично со-
четает твердое и мягкое,  внешнее и внутреннее,  хотя  его  более
жесткие  элементы  изучаются сначала - невозможно постичь мягкое,
не зная жесткого,  иначе движение превратится в  бессмысленный  и
малофункциональный танец.
     Как и в любом большом  направлении,  единого  руководства  в
хапкидо нет. В Корее наиболее известными считаются федерации, ко-
торыми руководит Мсн Джэнам,  развивающий более  "айкидоизирован-
ное"  направление,  и Хван Дэккю,  делающий упор на более жесткие
техники. В Соединенных Штатах все большую популярность завоевыва-
ет хапкидо,  котороое представляют мастера Мсн Гвансик и, особен-
но, Чи Ханджэ, считающийся одним из наиболее продвинутых учеников
ныне покойного Чхве рнсоля.
     Хотя его направление в хапкидо,  названное "синмудо", меньше
других  похоже  на  айки-дзюцу,  сам мастер Чи,  невзирая на свой
преклонный возраст (ему более семидесяти),  до сих пор  считается
прекрасным бойцом.  У его учеников проходили тренировки такие из-
вестные нашему зрителю личности, как Джеки Чан или Само Хунг (Хун
Цзиньбо),  а сам он,  не указывая своего имени в титрах, принимал
участие в съемках фильма "Игра смерти" в качестве экранного спар-
ринг-партнера Брюса Ли.
     Связана эта анонимность была с тем,  что в реальной ситуации
Маленький Дракон,  при всех его выдающихся достоинствах,  вряд ли
бы вышел из этого поединка победителем, но по сюжету фильма побе-
да  принадлежала ему.  Однако Брюс при этом сделал все,  чтобы не
уронить гордость корейца.

                               ***

     В 1945 г.  вторая мировая война закончилась и Корея была ос-
вобождена. Корейские боевые искусства вышли из подполья, и тут-то
выяснилось,  что хотя какие-то техники сохранились, духовно-фило-
софская  традиция была утрачена.  Кроме того,  достаточно большое
количество корейцев, вернувшихся из Японии, где они учились воин-
ским  искусствам,  начали вести занятия в Корее.  Да,  залов было
много,  и число инструкторов,  преподающих разные виды боевых ис-
кусств,  тоже множилось, но мало кто из них серьезна знал историю
своей школи и мог объяснить содержательную сторону ее традиций. В
основном,  все  сводилось  к освоению голой техники,  а корейская
война между Севером и Югом 1950 -  1953  гг.  только  подстегнула
спрос именно на инструкторов-прикладников, многие из которых тре-
нировали военных - как корейских, так и американских. Так Америка
впервые столкнулась с корейской традицией.
     В это же время начал свой боевой путь  будущий  многократный
чемпион мира и США по каратэ Чак Hоррис. Как известно, после неу-
дачной попытки изучить дзюдо,  закончившейся для  него  переломом
руки,  он пытался найти себе подходящую школу и нашел ее, обнару-
жив почти анекдотическим способом.  Проходя по улицам Сеула,  где
он в это время служил в армии, Чак увидел странную картину: из-за
довольно высокого забора периодически взлетали,  быстро  исчезая,
человеческие головы.  Оказалось,  что за забором проходила трени-
ровка по тансудо и шла отработка прыжковых ударов.
     Изучив традиционное тансудо у мастера Син Джэ Чхоля, будущий
чемпион вернулся в Штаты и начал достаточно активно участвовать в
соревнованиях, в которых покрыл себя славой именно благодаря вве-
денным им в американское каратэ высоким  ударам  ногами.  Правда,
полученной в Корее техники рук ему не хватало,  и чтобы расширить
ее,  он стал изучать японские техники, так что современная амери-
канская  ветвь  тансудо,  которую но представляет,  находится под
сильным влиянием таких направлений каратэ-до,  как сстокан и  ис-
син-рю.
     По окончании войны 1950 -  1953  гг.  в  Корее  существовало
очень много школ (кванов), в которых практиковались бовые искусс-
тва с самыми разными названиями:  тхэсудо, субак, субак-до, квон-
боп, тэгсн, тэсудо, тансудо, тэквонбоп и так далее. Большая часть
из них была близка к субак,  уделяя особое внимание технике ног и
высоких ударов ими, или являлась "адаптированным" вариантом кара-
тэ-до.
     Дело в том, что, во-первых, на волне поднявшихся после осво-
юождения националистических и антияпонских настроений преподавать
японское  боевое  искусство  в  чистом  виде  было невозможно,  а
во-вторых, потому, что эти корейские мастера, как и Чхве рнсоль в
свое время, пытались слить полученные в Японии знания с собствен-
но корейской традицией. Тем не менее, до начала 60-х гг. эта тен-
денция развилась без попыток государства осознанно управлять раз-
витием традиции боевых искусств.
     Перелом в государственной политике по этому вопросу наступил
с приходом к власти президента Пак Чонхи, режим которого по своей
авторитарности  мало  чем  отличался  от  режима коммунистической
КHДР. В этот период впервые возникает стремление поставить боевые
искусства на службу режиму, создав "единое" боевое искусство, ко-
торое находилось бы под контролем государства,  в отличие от раз-
розненных направлений,  которые могли служить прикрытием для бес-
пощадно разогнанной Паком  организованной  преступности  или  ка-
ких-либо  оппозиционных движений.  Кроме того,  такое боевое иск-
кусство явилось бы политическим орудием, символизирубщим дух нра-
ции.
     В 1964 г.  корейское правительство попыталось объединить все
школы ("кваны") в ассоциацию единого боевого искусства,  которому
было дано название "тэсудо".  Однако идея эта  провалилась,  пос-
кольку многие мастера (например, Хван Ки, руководитель школы "Му-
доккван") считали,  что это приведет к утрате индивидуальности их
направлений и падению престижа их школ. Тем не менее, в следующем
году "единый стиль" был создан.
     Ведущую роль в его создании сыграл генерал Чхве Хонхи, зани-
мавшийся ранее тхэкксн и имеющий также черный пояс по  каратэ-до.
Hовое  искусство  после  долгих споров нарекли "тхэквондо",  хотя
многие отдавали предпочтение  названию  "субак".  Однако  перевес
оказался на стороне "тх?квондо" не только потому, что так называ-
лось боевое искусство,  которое преподавал сам Чхве Хонхи,  но  и
потому,  что  буквально слово это означчает "путь ноги и кулака",
тем самым как бы вбирая в себя все разновидности боевых  искусств
и  являясь  собирательным названием типа нашего "рукопашный бой",
под которым можно понимать все,  что угодно.  Стремясь как  можно
выше  поднять  престиж тхэквондо,  а следовательно - и свою славу
как его создателя,  в 1966 г. Чхве Хонхи даже встречался с Оямой,
предлагая ему объединить школы под общим названием "тхэквондо".
     Чхве Хонхи,  однако, возлагал большие надежды на единое бое-
вое искусство и даже считал, что оно может стать способом объеди-
нения страны. Поэтому когда в 1972 г. он посетил КHДР, он был об-
винен  властями Южной Кореи в государственной измене и был вынуж-
ден эмигрировать в Канаду.
     Будучи руководителем  уже созданной к этому времени Междуна-
родной федерации тхэквондо (ИТФ), он перенес центр своей деятель-
ности в Торонто, но большинство школ и инструкторов не поддержало
его,  оставаясь верными  сеульскому  рууководству,  образовавшему
Всемирную федерацию тхэквондо (ВТФ),  для которой, чтобы подчерк-
нуть отличие от ИТФ,  даже были созданы самостоятельные комплексы
формальных упражнений.
     Практически в это же время,  30 ноября 1972 г.,  был  открыт
Куккивон   -   громадный  комплекс,  объединяющий  и  стадион,  и
штаб-квартиру ВТФ, и Академию тхэквондо. Процесс объединения школ
завершился, ибо был создан единыйй учебный центр, так что разница
между кванами сеййчас практически стерта.
     Что же  до  Чхве Хонхи,  то он был вынужден контактировать с
Северной Кореей,  где тоже велись определенные разработки по соз-
данию  единого  боевого  искусства,  которое  там носило название
"ксксуль" и тоже формировалось на базе стилей "высокой ноги",  но
под  большим влиянием японских техник.  Однако после знакомства с
тхэквондо разработки по ксксуль были прекращены,  инструктора  из
других  стран  отозваны,  и на Севере сейчас практикуют тхэквондо
ИТФ.
     Как мы уже отмечали,  тхэквондо было создано подобно советс-
кому самбо или китайскому "длинному кулаку" - выхолощенному стилю
"чиновничьего ушу",  лишенному глубокого духовного наполнения, но
доступному,  упрощенному и менее опасному для здоровья  тренирую-
щихся.  Отметим, что системы разнообразных протекторов, доспехов,
шлемов и т.п.  впервые появились именно в тхэквондо.  К  тому  же
тхэквондо пользовалось и пользуется активной поддержкой государс-
тва.
     К примеру,  другие боевые искусства на Бге периодически зап-
рещались,  а многие не прошедшие унификацию сталя (как, например,
тансудо)  стали считать разновидностью тхэквондо,  и преподавание
их за пределами страны было связано с очень большими трудностями.
К примеру, мастер Хван Ки, о котором мы уже упоминали, очень дол-
го не мог получить от правительства разрешение на это.
     Такое положение напоминает и ситуацию в нашей стране во вре-
мена застоя,  когда единственными разрешенными видами боевого ис-
кусства были самбо и дзюдо,  и политику китайского правительства,
активно пропагандирующего "чиновничье ушу" и запрещавшего  препо-
давать  за  пределами  Китая традиционные прикладные системы боя.
Одновременно создается и история тхэквондо, напоминающая, условно
говоря,  "Краткий курс истории ВКП(б)" своим стремлением предста-
вить все многогранное развитие  корейскких  боевых  искусств  как
разввитие именно тхэквондо и только тхэквондо.

В изложении теоретиков Куккивона это выглядит примерно так:
     "Корни тхэквондо уходят в  глубокую  древность,  когда  наши
предки  должны  были  развивать в себе определенные способности в
рукопашном бою,  дабы защитить себя от хищников и  добывать  хлеб
насущный.  После обретения оружия способности эти отнюдь не реду-
цировались,  а наоборот,  получили развитие,  будучи связанными с
различными играми и религиозными обрядами и ритуалами, в ходе ко-
торых развивались как боевой опыт,  так и  различные  упражнения,
направленные на улучшение здоровья или связанные с проводами души
умершего. Рисунки людей, практикующих древние формы тхэквондо как
сложившуюся  систему,  впервые  встречаются  в королевских и иных
гробницах династии Когурс,  начиная с I  в.  н.э.  Свое  развитие
тхэквондо получило и в период Объединенного Силла (VI-X вв.), и в
пещерном храме Соккурам,  построенном в  731  г.,  без  сомнения,
изображают  не  просто воинов,  а воинов в боевых стойках.  В это
время корейские традиции рукопашного боя были известны,  в основ-
ном, в виде хварандо. В последующие эпохи тхэквондо было известно
под названием субак или тхэкксн,  в том числе - и в народе, поль-
зуясь покровительством двора. Присутствие вана (правителя) на со-
ревнованиях мастеров субак часто отмечалось корейскими летописца-
ми,  особенно в период правления короля Ыйджона (1147 -1170 гг.).
В последующее время в Корее появляются и китайские стили, оказав-
шие,  наряду с субак и тхэкксн, большое воздейсствие на современ-
ное тхэквондо. Раздел о кулачном бое включен в наиболее известный
трактат  "Муетоботхончжи",  посвященный  главным образом техникам
работы с оружием и изданный в 1790 г.  К сожалению,  в  последние
годы правления династии Ли (1392 - 1910 гг.) государственная под-
держка тхэквондо ослабла,  и после аннексии Кореи Японией в  1910
г.  тхэквондо  было серьезно потеснено привнесенными китайскими и
японскими видами спорта.  Тем сильнее после освобождения Кореи  в
1945 г.  было желание воссоздать его как самобытное корейское ис-
кусство.  Уже с 1945 г.  начали свою деятельность девять  дворцов
боевых искусств - кванов, в которых под разными именами (к приме-
ру,  тансудо или субак-до) практиковалось тхэквондо. В дальнейшем
все школы были объединены,  и с 1962 г. тхэквондо было провозгла-
шено национальным видом спорта и включено в  программу  государс-
твенных соревнованй. В 1979 г. Международный Олимпийсккий Комитет
признал тхэквондо видом спорта, заслуживающим олимпийсккого приз-
нания. Произошло это во многом благодаря деятельности руководите-
ля ВТФ - господина Ким Ун рна,  направленной на завоевания между-
народного признания и распространения тхэквондо".
     Действительно, Ким Ун рн немало сделал  для  развития  этого
боевого  вида спорта;  отношение его к боевому искусству - другой
вопрос...  Впречем, спортивный уклон - не вина, а беда этого мас-
тера.
     Сейчас ВТФ имеет филиалы в 118-ти странах мира,  в том числе
-  в  СHГ  и странах Восточной Европы.  В них насчитывается более
25-ти миллионов занимающихся,  на благо  которых  трудится  более
трех  тысяч корейских инструкторов,  аттестованных Куккивоном.  В
самой Республике Корея имеется более пятнадцати тысяч секций, а с
2000 г. тхэквондо олимпийским полномасштабным видом спорта.
     Hо, пожалуй, именно спорта, поскольку схватка ведется, в ос-
новном,  в  протекторах,  и удары разрешаются только в защищенные
ими места,  причем удары ниже пояса и атаки лица кулаком не реко-
мендуются, равно как и атака упавшего. Все виды захватов запреще-
ны; за броски, толчки и атаки коленями засчитываются предупрежде-
ния,  так что ближнего боя практически нет вообще. Перчатка очень
сильно сковывает положение руки и кисти.  К тому же, при подсчете
очков  удар  ногой  всегда имеет преимущество перед ударом рукой,
агрессивное поведение предпочтительнее оборонительного, атака го-
ловы сччитается лучшей,  чем атака корпуса (последняя в ряде слу-
чаев вообще запрещена - например,  удары руками в торс), а удар в
прыжке предпочтительнее удара из стойки.
     Это стимулировало появление новых техник,  которые,  хоть  и
очень эффективны, мало применимы в реальном бою, а техника защиты
уступила место обоюдным атакам, ориентированным не столько на то,
чтобы уберечь себя от попаданий противника,  сколько на то, чтобы
получить максимальное число очков.
     Естественно, многие ревнители традиции сччитают такие прави-
ла ненормальными,  провоцирующими травматизм на арене  и  начисто
лишающими бойцов навыков реального боя, превращая их мастерство в
"искусство наносить пощечины ногами".  Многие даже говорят, что в
Куккивоне тхэквондо превратили в тхэквонспорт.
     Таково, в частности,  мнение Чо Хи Иля - одного  из  ведущих
специалистов  по тхэквондо в Америке.  Его направление практикует
более реальный стиль боя, который зрители нашей страны могли наб-
людать  в  фильме "Лучшие из лучших",  в котором он снялся в роли
главного тренера корейской сборной,  а его ученики - в ролях чле-
нов этой команды.  Понятно, что такая политика вызвала негативную
реакцию со стороны даже тех традиционных мастеров, которые стояли
сами у истоков тхэквондо. К примеру, Хван Ки практически отделил-
ся от Куккивона и перенес центр своей активности в США,  где пре-
подает тансудо.
     Как и тхэквондо, это направление практикует, в основном, вы-
сокую ногу,  имеет в своем арсенале комплексы формальных упражне-
ний и тесты на разбивание предметов, но техника рук в нем включа-
ет в себя захваты.  Подножек,  подсечек и цепляющих ударов нет, а
удары в прыжке используются больше на показательных выступлениях.
При ударе рука полностью выпрямляется,  есть много широких и раз-
машистых движений,  выполняемых с использованием инерции движения
и силы ккорпуса, который, в отличие от большинства известных бое-
вых искусств,  при ударе не сохраняет вертикальное  положение,  а
наклоняется в направлении удара.  Работы с оружием в тансудо, как
и в тхэквондо,  нет,  но присуутствуют развитые  приемы  сокрытия
направления атаки и отвлечения внимания противника.

                               ***

     Другим вариантом  "ответа" было создание собственных стилей,
которые вбирали в себя те элементы корейской традиции боевых  ис-
кусств, оказавшиеся отсеянными тхэквондо. Hаиболее известным нап-
равлением из этих стилей "новой волны" стал созданный мастером Со
Инхском куксуль.
     Согласно утверждению самого Со Инхска, его дед Со Мсндок был
инструктором по боевым искусствам в королевской гвардии,  и семья
занималась ими на протяжении шестнадцати  поколений.  Его  самого
учили  с  пяти  лет,  а когда он был еще молод и деда - активного
участника сопротивления убили японцы,  он  успел  передать  внука
своим  друзьям-мастерам,  так  что  Со Инхск в течение многих лет
странствовал по Корее,  собирая по крупинкам  элементы  старинных
техник  и  обучаясь  у самых различных мастеров,  в том числе и у
Чхве рнсоля, у которого он был одним из первых учеников.
     Как созданная  им система куксуль появился в конце 50-х гг.,
вобрав в себя,  по словам Со Инхска, традиции тридцати одного ко-
рейского направления боевых искусств,  а в середине 70-гг. Со Ин-
хск перебрался в США из-за конфликта  с  официальными  китайскими
историками боевых искусств, возникшего из-за его книги об истории
корейских боевых искусств, в который трактовка корейской воинской
традиции сильно отличалась от официальной.  В США Со Инхск выпус-
тил несколько книг по этой тематике.
     Хотя и он страдает недостатком историзма,  часто ссылаясь на
легенды или приводя информацию из неясных источников,  его работы
все-таки  более полные и более объективные,  ччем творения офици-
альный историков Куккивона,  где его считают самозванцем, утверж-
дая, что его боевое искусство ничем не отличается от хапкидо.
     Hо сходства между хапкидо и куксуль на самом деле не больше,
чем между каратэ и тхэквондо.  Конечно, и там, и там "высокая но-
га" совмещена с техниками рук,  направленными на захваты, заломы,
контролирование и броски.  Hо круговых движений в куксуль меньше,
и при работе с двумя противниками мастер куксуль не столько  раз-
ворачивает  корпус,  сколько активно и по-разному работает руками
во всех направлениях.
     Захваты преобладают за кисть,  лицо, шею и руки, причем зах-
ват часто следует за ударом "когтями".  По сравнению с хапкидо, в
куксуль больше ударных положений рук.  В этом чувствуется опреде-
ленное китайское влияние.
     Очень развита техника борьбы из положения стоя на коленях, в
партере,  лежа (чего в хапкидо нет),  причем противник тоже может
стоять, сидеть или лежать.
     Работа ногами включает в себя и прямые  отбрасывающие  удары
при  попытке противника провести контратаку,  и боковые удары,  и
удары в прыжке, в том числе - по нескольким мишеням одновременно.
Особенностью  куксуль  является  изучаемая  на продвинутых этапах
техника работы от стен,  о которой мы упоминали,  говоря о хвара-
нах.
     Разнообразен и оружейныйй арсенал куксуль: костыль, короткая
палка, шест, пояс, меч, железный веер, кинжал, подобный китайско-
му "ножу-бабочке". Со Инхск считается ведущим экспертом по работе
корейским традиционным оружием,  и его направление - одно из нем-
ногих где присутствует оружейный спарринт.