Про героев Кореи, мотивацию, идеальную семью, раннее начало занятий, к чему это приводит и как с этим мы справляемся.


 Я вновь приветствую тех, кого не пугает текст длинной в целую страницу. Данным сочинением я хочу дотронуться до одной из самых главных тем, которые рано, или поздно встают как перед родителями так и перед тренерами - тема мотивации юного человека занимающегося спортивными единоборствами и то, как её поддерживать. Как управлять процессом истощения мотивации и что я предлагаю делать на уровне общественной организации, для сохранения численности её членов. 
 Слово мотивация происходит от латинского глагола «moveo», что означает «двигать». Отсюда следует, что мотивация - это психоактивный процесс, который движет и управляет человеком ради достижения какой-то определенной цели. На тему мотивации в спорте написано много статей, снято много видео и выложено на ю-туб. Всем кому интересна данная тема, не составит никакого труда, чтобы изучить её и найти для себя (или своего ребёнка) те, или иные средства мотивирования. 
 Тема мотивации настолько обширная и настолько глубокая, что её можно рассматривать и с точки зрения спортивной, возрастной психологии, и физиологии. За наши желания, волю и мотивацию отвечают различные участки коры головного мозга, на развитие которых влияют различные факторы. Однако, я не хотел говорить о сложных механизмах формирования и поддержания желания заниматься тхэквондо, а хотел предложить поговорить об этом с точки зрения педагогики, с применением простых и понятных всем нам категорий. 
 Существует проблема - раннее начало занятий единоборствами и как следствие - раннее падение интереса и отказ от занятий тхэквондо. Ранее, я достаточно много говорил о том, в каком возрасте следует заниматься спортивными и традиционными единоборствами. Даная проблема видна не только мне, а так-же каждому практикующему тренеру. Все, кто работает в спортивных школах, клубах и секциях по дзюдо, карате, самбо, тхэквондо, отмечают одну и ту-же тенденцию - раннее начало и раннее прекращение занятий в секциях. Количество спортсменов переходящих в возрастную категорию 15-17 лет значительно ниже чем занимающихся в возрасте 10-11. Государство, в свою очередь, так-же не бездействует, а проводит различные мероприятия по регулированию этой проблемы. К сожалению, у государства средства регулирования не достаточно разнообразны и ограничиваются лишь запрещением. В частности, уже несколько последних лет запрещено проводить соревнования по контактному спаррингу для детей до 10 лет. Запрещается принимать в муниципальные секции бокса, самбо, дзюдо детей младше рекомендуемого возраста. Тем не менее не смотря на моё мнение и мнение моих коллег, мы имеем устойчивый спрос на занятия для детей дошкольного возраста. 
 Время начала моих занятий единоборствами приходится на 1984 - 1985 год, когда мне было 14-15 лет. Для людей моего возраста звёзды расположились таким образом, что завершение периода полового созревания, роста, укрепления мышц и связок, а самое главное - психики пришлось на первые видеозаписи пиратских фильмов. Для целого поколения детей конца 80-х герои фильмов стали тем толчком, которые подтолкнули нас в спортивные секции. Возрастная проблема «отцов и детей» была решена обретением личности тренера. В результате, мы получили образ «кем и каким я хочу быть», и он определил нашу жизнь на многие годы. Вспомните жизнь 80-х! Подраться в школе и на улице было в порядке вещей. Мы постоянно должны были быть начеку и демонстрировать сверстникам свою готовность дать отпор и только это гарантировало наше положение в той среде. Быть сильным и готовым постоять за себя было и модным и выгодным. Если вы скажете, что это время безвозвратно ушло, я скажу - нет! Ничто в истории не уходит безвозвратно. Я уже пару лет наблюдаю «откат в 90-е», когда смотрю на молодёжь районов ЖБИ, собирающуюся в группы около супермаркета «Кировский» с целью «дяденька, дай мелочь …».  Но, прошу прощения, я отклонился от темы. 
 Когда любой из нас собирается сделать серьёзный шаг в сторону изменения семейного положения, смены работы, получения образования, начала занятий фитнесом, им движет мотивация - видение отдалённой перспективы и воля к действию и продолжения этого действия вплоть до достижения желаемого результата. Отказ от поставленной цели может быть определён либо недостаточно привлекательной целью, либо недостаточно сильной волей. В любом случае то, что мы делаем, это наше желание и наша ответственность. В случае с занятием единоборствами наших детей, это так-же наша ответственность и наше желание - не их! Мы перекладываем наши идеалы, наши представления о мире, наши желания на наших детей. Когда ребёнку 5-7 лет он вполне готов делать то, что ему скажут. Когда он становится взрослее, он способен анализировать занятия своих сверстников, одноклассников и задавать вопросы «почему я делаю то, что я делаю сейчас, а не другое». Ещё через пару лет, ребёнок становится способен активно противостоять тому, что ему не нравится. В теории, задача любого тренера по спорту на первых этапах занятий физкультурой - привить любовь ребёнка к тому, что он делает. Это в теории! На практике же дела обстоят не так просто, так как детей много и каждый ребёнок это отдельный мир с необходимостью отдельного подхода. Те средства, которые применяет тренер к одному занимающемуся могут не подходить другому. Нам же с вами следует выработать правильное отношение к данной проблеме и системный подход к её решению. В первую очередь следует иметь ЕДИНОЕ понимание проблемы как тренерами федераций, так и родителями. Затем я предлагаю разделить решение данного вопроса на зону ответственности семьи и отдельно - зону ответственности Школы Тхэквондо. Говоря про «единое понимание» я говорю о том, что: Следует понимать, что желание осмыслить ребёнком необходимость продолжать занятия тхэквондо, а так-же рассуждения о возможности бросить занятия - это нормальное и естественное явление, которое требует работы как со стороны тренера, так и со стороны родителя. Следует одинаково понимать средства которыми мы можем управлять процессом поддержания мотивации. Следует более тесное взаимодействие между всеми тремя сторонами данного процесса - родитель, тренер, ребёнок. Прекращение занятий тхэквондо это результат запущенных, неразрешенных проблем, либо изначальное неверное видение перспектив занятий тхэквондо и осознанный выбор родителя (совместно с ребёнком) в пользу другого рода занятий. Если вы считаете, что ребёнок должен вырасти физически активным, целеустремлённым, выбирающим ЗОЖ вместо вредных привычек, способным постоять за себя, гордым за свои достижения в спорте, разносторонне развитым, имеющим целый спектр увлечений, но остающимся стремиться к чёрному поясу первому, четвёртому, седьмому дану в тхэквондо - это наш с вами путь. Если вы считаете иначе - могут быть варианты. По моему убеждению, не каждый человек сможет стать чемпионом в спорте. Однако каждый человек должен встать на путь самосовершенствования и шаг за шагом стараться стать сегодня лучше, чем был вчера, а завтра - лучше, чем есть сегодня. Этот путь предлагает Тхэквондо и этим занимается моя организация. 
 
 Зона ответственности семьи. 
 Есть понимание «ассоциативная мотивация». Это явление, когда ребенок желает быть как … папа, как Супермен, как Брюс Ли. Данный вид мотивации сохраняется всю жизнь. Меняется лишь образец для подражания. Когда ребёнок маленький он желает стать как Панда Кунфу. Когда человек вырастает, он перед собой видит более взрослые примеры. Даже когда человек не признаётся вслух, он всё-равно держит чей-то образ перед глазами как исторический прецедент, как что-то, что возможно сделать в каком-то возрасте при каких-то условиях. Это даёт силы и толкает на те, или иные поступки. Трудно требовать от ребёнка такого поведения, которое не демонстрируется в его семье. Трудно и бесполезно говорить «не кури», когда ты куришь. Трудно говорить о чистоте русского языка, когда ты сам ругаешься матом. Трудно говорить о необходимости заниматься физкультурой, когда ты лежишь на диване. Вывод - при любой возможности родитель должен показывать своим примером то, к чему он хочет приобщить ребенка. В идеале, это должно быть шутливое соревнование между отцом и сыном, которое призвано как показать пример, а так-же продлить активную жизнь для самого родителя. В идеале, семейные занятия физкультурой должны стать радостным и долгожданным событием. Поехать всей семьёй на велосипедах, плавать с отцом каждые выходные, бегать кросс, ходить на лыжах - это то, что способно сохранить отношения в семье и привить любовь к занятиям физкультурой у детей. В детской комнате ребёнка должен быть спортивный уголок с лестницей, кольцами, качелями, перекладиной … С самого раннего возраста ребёнок должен уметь лазить, подтягиваться, отжиматься, кувыркаться, прыгать через скакалку, попадать по мячу ногой и уметь ловить мяч. Ассоциативную мотивацию возможно поддерживать и путём просмотра различных фильмов. БОльшая часть фильмов и снята с целью сформировать у человека положительные качества. В прокате существуют сотни фильмов, которые можно отнести к категории «спорт», а так-же к категории «единоборства». Все они направлены на формирования командного духа, воли к победе, целеустремлённости и прочему. Вы и сами в состоянии найти достойные фильмы для семейного просмотра. Я же могу вспомнить такие фильмы как: 
 Для возраста 10 и младше:
  1.  Мулан
  2. Панда Кунфу 
  3. Карате пацан 
  4. Убойный футбол 
Для более старшего возраста: 
  1.  Лучшие из лучших 
  2. Кровавый спорт 
  3. В поисках приключений 
  4. Доспехи Бога 
  5. Остров дракона 
  6. Убойная команда 
  7. Онг Бак 
  8. Роки 
  9. Я-Али 
  10. Легенда 17 
  11. Малышка на миллион … 
Как бы вы (как родитель) не относились к службе в армии, не следует говорить, что ребёнок не пойдёт туда. С самого раннего детства следует его готовить к службе в вооруженных силах. Мысль о том, что ему предстоит защищать родину, семью и защищаться самому должна постоянно быть где-то недалеко. Не следует изолировать ребёнка от общения в среде сверстников. Только благодаря общению в среде себе подобных любой млекопитающих способен выработать устойчивые навыки к выживанию. В среде подростков, очень высоко ценится физическая сила. Занятия в секции - должны стать колыбелью этой силы. Обладая силой, можно расчитывать на достойное «место в стае». Обладая воспитанием и будучи лидером в группе, можно надеяться, что и «вся стая» не будет иметь проблем с социумом. Доверительные отношения в семье должны стать залогом своевременного выявления проблем в отношении ребёнка с друзьями. Спортивная секция это так-же - «стая». В ней действуют такие-же законы как и в любом другом обществе (классе, группе, роте …). Подчиняясь этим законам, в группе могут происходить те, или иные процессы, требующие контроля как педагога, так и родителя, и своевременного (не преждевременного) их решения. Родителям следует донести до сведения ребёнка мягко, но спокойно и настойчиво, что учиться в школе и заниматься в секции он должен. Если это не секция тхэквондо, то это будет секция карате киокусинкай. Но так-же должен как закончить школу, институт, так и дойти до 4 дана в занятиях единоборствами. После окончания школы и получения высшего образования он сам сможет выбрать себе место работы. В случае с секцией - он так-же сможет выбрать рассматривать ли тхэквондо в будущем в качестве своей будущей профессии, или продолжить выступать как спортсмен. 

Зона ответственности Школы Тхэквондо. 
 По мере тренировочного процесса каждый педагог должен: Иметь опыт и образование. Быть увлеченным своей работой. Рассматривать своё место как жертвенный акт и миссию. Быть в тесном контакте с родителями спортсмена и его учителями. Быть в доверительных отношениях с занимающимися. Быть готовым решать любые конфликты и вопросы внутри как своей группы, так и вне её (класс, двор …) Быть примером для подражания как в спорте, так и жизни. К сожалению, тренер с занимающимися детьми видятся лишь в зале, в течении тренировочного процесса, в течении 3-4 дней выезда на спортивные соревнования и спортивно-оздоровительные лагеря. Этого времени не достаточно, чтобы в полной мере влиять на поведенческие процессы каждого. Это значительно меньше, чем то время, которое имеет семья. По этому роль семьи в воспитании ребёнка более значительная. Понимая данное неравенство, Школа вынуждена предпринимать различные меры направленные на более тесное общение родителя, Школы и спортсмена. Зная проблему отрицательной динамики в деле мотивации детей после 10-11 лет, Школа вынуждена вводить дополнительные программы направленные на удовлетворение потребности детей в разностороннем развитии. К подростковому возрасту наши дети узнают, что кроме тхэквондо существует огромный и не менее интересный мир. Их, сверстники играют в самодеятельных театрах, занимаются хореографией, командными играми, рисуют, занимаются конструированием, экстремальными и техническими видами спорта. Для того, чтобы не потерять детей, а дать им разнообразное и интересное представление об окружающем их мире наша Школа должна превзойти саму себя. Никому не пришло бы в голову 10 лет назад думать о том, что я сейчас излагаю. Ни одна школа единоборств не думала, что им придётся учиться петь хором, или заниматься авиа-моделированием вместо карате. Однако мир меняется и нам предстоит так-же меняться. Уже много лет мы устраиваем межклубные турниры по командным спортивным играм. Мы играли в минифутбол, пионербол и этот опыт нам предстоит систематизировать и доработать. 
 Говоря о воспитании детей, и подготовке их к службе к армии мы подходим к теме военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки. В советские годы данные программы реализовывались ДОСААФ. Сегодня создано Юнармейское движение. В тесном сотрудничестве с движением «Юная Армия» мы можем предложить приобрести массу полезных в будущем навыков, таких как: Дайвинг Прыжки с парашютом Стрельба из автоматического оружия военно-тактиктические игры и др. 
 Изучая историю тхэквондо мы много лет были вынуждены учить имена сомнительных героев Кореи. Это в то время, когда наши дети не знают своих героев, и свои основные исторические даты. Я не говорю о том, что нам следует прекратить заниматься тхэквондо, а начать заниматься Самбо. Однако наши дети должны знать гораздо больше, чем знают сейчас и уметь гораздо больше, чем умеют сейчас. Говоря о роли Школы в укреплении своих рядов, поддержании мотивации у подростков продолжать заниматься тхэквондо, я говорю о необходимости иметь программу «дополнительного образования». В данной программе должны быть учтены возрастные факторы по отношению предлагаемой активности. Например - заниматься погружением с аквалангом можно лишь с 12 лет, а прыжками с парашютом с 16. Тем не менее, играть в командные игры можно и нужно с 11 лет. 
 Наша организация предлагает календарь мероприятий по «дополнительному образованию», который согласовывается с основным соревновательным календарём и мы настоятельно требуем его выполнения. Я убеждён, что делая нашу спортивную жизнь более насыщенной и интересной мы несомненно только выиграем. То, что вы сейчас прочитали я написал в качестве своего видения многолетней концепции, работы федерации как общественной организации. Уже в сентябре 2017 года у меня на руках будет расширенный календарь мероприятий и списки групп на те или иные дополнительные мероприятия. Остаётся лишь надеяться, что и со стороны родителей будет понимание и содействие.

Владимир Пятков